партнер компании 1с-битрикс
сайт фрилансера Сергея Эстрина
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Универсальная галерея - модуль для битрикс
Казалось бы, произвести рассылку со своего сайта дело нехитрое - в битриксе давно уже есть модуль рассылок, а сейчас появился и еще один - с модным названием "E-mail маркетинг". Но постойте... Почему же тогда до сих пор процветают различные сервисы рассылок, а компании ими активно пользуются?
[spoiler]
Одна из причин вполне понятна и заключается в предоставлении этими сервисами различных полезных услуг вроде статистики открываемости писем и пр. Но она не является основной. Например, меня не особо интересует эта статистика (у меня просто нет времени ее просматривать :)), возможно вы меня поймете).

Чтобы раскрыть интригу, для начала попробуйте воспользоваться одним из сервисов проверки ваших писем на спам, они очень просты - отправьте тестовую рассылку на определенный адрес, и получите подробные расшифровки сигналов спам фильтров.

  • https://www.mail-tester.com/ только 3 бесплатных проверки в день, но показывает подробную информацию об ошибках и варианты их решений, хотя и не лишен багов)
  • http://isnotspam.com/

Например, я при первой проверке своей рассылки сервисом mail-tester увидел такое:



Т.е. если вы пытаетесь производить рассылку и не настраивали соответствующим образом сервер, существует большая вероятность попадания ваших писем в спам.

Далее я расскажу о всех настройках, связанных с почтовой системой на вашем сайте.

PTR запись

PTR запись (обратная NDS запись, reverse DNS record) - это домен, указываемый владельцем IP адреса как основной доверенный домен для этого IP адреса. Поэтому указывается он не там где остальные записи DNS, а на стороне хостинга.

Вообще запись PTR выглядят следующим образом для адреса 1.2.3.4 (т.е. это IP адрес наоборот плюс некая загадочная строка ".in-addr.arpa.")

4.3.2.1.in-addr.arpaIN PTR ВАШ_ДОМЕН


Но на деле, например, на хостинге FastVps вы просто выбираете ваш виртуальный сервер, нажимаете кнопку "Изменить записи PTR",



и в открывшемся окошке прописываете домен для IP адреса вашего сервера.



Кстати, для одного IP адреса можно указать только один домен, поэтому если у вас несколько сайтов на одном сервере, то для всех сайтов, с которых вы собираетесь производить рассылки, желательно (но не обязательно нужно) завести отдельный IP адрес со своей PTR записью.

SPF запись

Если вы используете собственный почтовый сервер, то просто добавьте запись вида

"v=spf1 ip4:1.2.3.4 ~all"


можно указать и несколько серверов

"v=spf1 ip4:1.2.3.4 ip4:1.2.3.5 ~all"


Если же вы используете сторонний почтовый сервер, например, mail.ru, то скорее всего придется покопаться в справке данного сервиса

Например, в справке biz.mail.ru я нашел вот это:

"v=spf1 ip4:ВАШ_IP_АДРЕС a mx include:_spf.mail.ru ~all"

У почты яндекса:

"v=spf1 ip4:ВАШ_IP_АДРЕС1 ip4:ВАШ_IP_АДРЕС2 ip4:ВАШ_IP_АДРЕС3 include:_spf.yandex.net ~all"


Запись DMARC

Запись DMARC во многих мануалах обходят стороной, возможно потому, что этот стандарт все еще считается достаточно новым. Dns txt запись DMARC определяет правила, которым нужно следовать в случае, если письма с вашего адреса признаны поддельными, должны ли они быть пропущены, положены в папку "Спам" или вообще не приняты почтовым сервером.

Тот же сервис mail-tester.com рекомендует добавить TXT запись

_dmarc.your-domain.com со значением

"v=DMARC1; p=none"


Именно так, в кавычках, хотя на многих DNS сервисах кавычки для TXT записей подставляются автоматически. Эта запись означает, что поддельные письма нужно пропускать. Также можно указать E-mail на который следует направлять жалобы в случае обнаружения поддельных писем, например:

"v=DMARC1; p=none; rua=mailto:postmaster@your-domain.com"


Могут быть и другие варианты, если хотите подробностей, то вам сюда https://dmarc.org/

DKIM подпись

С DKIM подписью все немного сложнее, т.к. она, помимо DNS записи, которую она тоже требует, требует еще и установки необходимого ПО на сервер. Если ваша панель управления хостингом не позволяет устанавливать и настраивать DKIM, придется покопаться в консоли (в ISP Manager ищите пункт "Настройки сервера > Возможности"). Инструкции по настройке подписи могут отличаться для разных серверов, например, для моего Debian Squeeze (smtp - postfix) отлично сработала эта http://www.codenet.ru/webmast/dkim-postfix-debian/

Для проверки самой подписи могу порекомендовать этот тестер http://dkimcore.org/tools/keycheck.html В поле "Selector" там необходимо ввести селектор, который вы устанавливаете сами при настройке по на сервере, например, для поддомена "site._domainkey" этот селектор - "site".

Результатом этих манипуляций должна стать строка "DKIM Check: pass" в результатах проверки на указанных сервисах либо в исходном коде письма, принятого, например, на gmail.



Домен отправителя

Домен отправителя должен соответствовать домену, указанному в PTR записи. Обычно он устанавливается в конфигурационных файлах smtp-сервера. Например, в случае с сервером "postfix", в файле "/etc/postfix/main.cf" в параметре "myhostname". По умолчанию, там может быть задано что угодно, например, в моем случае было "debian-6-64-isplite.ru".

Верстка и формат


Верстка html писем - дело, к сожалению, хлопотное. Веб-стандарты тут не работают, почтовые клиенты могут отображать письма по разному, а что касается веб-интерфейсов почты, то вообще не ждите, что письмо отобразится полноценно. И все это нужно учитывать.

Вообще я не рекомендую самостоятельно верстать письма, а лучше воспользоваться одним из наборов готовых шаблонов, например Foundation for emails http://foundation.zurb.com/emails/docs/ . Он адаптивный (responsive), т.е. рассчитан на отображение на всех устройствах и содержит все необходимое для верстки html-писем.

Имейте в виду, что при использовании шаблонов Foundation for emails, после верстки писем и проверки их в браузере, перед тестовой отправкой нужно проделать следующее
  1. Зайти сюда и преобразовать стили в инлайновые (кнопку "Copy to clipboard" не нажимать, копировать через Ctrl-C, иначе может появится такое "&nsbp;"). Если этого не сделать, то письмо будет отображаться корректно только в почтовых клиентах, но не в веб-интерфейсах почтовых сервисов.
  2. Проверить поиском нет ли лишних или пустых тегов <style>. Даже закомментированный тег <style> внутри <body>, который почему-то присутствует в шаблонах от Foundation, вызывает ошибку "STYLE_GIBBERISH - Nonsense in HTML" (стилевая абракадабра - нет смысла в HTML, вот так вот!! :) ) и снижает оценку известного спам фильтра SpamAssassin на целых 4 пункта!
Также на оценку спам-фильтров влияет наличие текстовой версии писем (т.е. внутри одного письма может находится и html, и текстовая версия, рассчитанная на устройства, которые не могут отображать html). К сожалению, ни старый модуль 1С-Битрикс "Подписка, рассылки", ни новый "E-mail маркетинг" (в версии 15) не умеют отправлять текстовые версии писем, поэтому если вы хотите отправлять текстовые версии, вам придется решать эту проблему самостоятельно.

База адресов

Одна из главных рекомендаций, которые дают все почтовые сервисы - это необходимость поддержания базы адресов в актуальном состоянии. Т.е. рассылки не должны производится на несуществующие адреса (хотя и непонятно, жалко им что ли :)). Поэтому после отправки очередного выпуска рассылки всегда нужно проверять, на какие адреса не удалось отправить почту и своевременно удалять (или деактивировать) их в базе. Чтобы найти проблемные адреса, я, например, после отправки выпуска запускаю в терминале команду mailq - она показывает адреса, которые "зависли" в очереди на отправку.

Репутация "рассыльщика"

Все крупные почтовые сервисы имеют специальные инструменты, позволяющие узнать некоторую информацию о доставке ваших рассылок (каждый из них требует подтверждения того, что вы являетесь владельцем домена, mail.ru и яндекс - загрузкой в корень сайта определенного html-файла, google - добавлением txt записи в dns).
Данные сервисы позволяют узнать, сколько ваших писем были отмечены как спам, сколько были открыты и пр. Яндекс позволяет также выбрать категорию вашей компании и ваших писем, а также указать стандартный шаблон сообщений.

Результат

В результате выполнения вышеуказанных действий мне удалось изменить результат проверки mail-tester с 0 до 8 (8 а не 10 потому что я не отправлял текстовую версию письма и плюс к тому оказалось, что мой домен находится в одном черном списке).

Чтобы оставить сообщение, авторизуйтесь, или войдите с помощью: